Прохор Тебин (prokhor_tebin) wrote,
Прохор Тебин
prokhor_tebin

Categories:

Адмиралы Америки, часть 13. Уильям Хэлси

Адмирал Флота Уильям Хэлси



Уильям Хэлси родился 30 октября 1882 года в Нью-Джерси в семье военно-морского офицера. В 1900 году он поступил и в 1904 году окончил Военно-морскую академию. Службу начинал на линейном флоте, участвовал в кругосветном путешествии знаменитого Великого Белого Флота в 1907-1909 гг. Позже он плавал на торпедных катерах, став одним из немногих молодых офицеров-энсинов сразу же получивших звание полного лейтенанта, минуя звание младшего лейтенанта. В 1910-1920-е гг. Хэлси служил на торпедных катерах и эсминцах, проявив себя способным командиром. За свои действия во время Первой мировой войны, в том числе на должности командира эсминца USS Shaw DD-68, Хэлси получил Военно-морской крест.

В 1922 году Хэлси был назначен военно-морским атташе в Германии, а позже занимал должность военно-морского атташе в Норвегии, Дании и Швеции. После этого он вновь вернулся в море, командуя в Европе эсминцами USS Dale и USS Osborne. В 1927 году он вернулся в штаты и до 1930 года занимал ряд должностей на различных боевых кораблях, В 1930 году он поступил в Военно-морской колледж в Ньюпорте.

Хэлси был одним из главных сторонников морской авиации. В 1934 году Хэлси был назначен командиром авианосца "Саратога". По требованиям того времени для командования авианосцем необходимо было пройти курс подготовки наблюдателя морской авиации. Вместо этого Хэлси решил пройти полный 12-недельный курс подготовки морского лётчика. "Я решил, что лучше научиться управлять самолётом самому, чем сидеть сзади  и полагаться на пилота". Крылья морского лётчика Хэлси получил в 1935 году в возрасте 52 лет. став старейшим в истории США человеком прошедшем обучение на морского лётчика. После командования авианосцем Хэлси командовал Военно-морской воздушной базой Пенсакола и в 1938 году получил звание контр-адмирала.

В 1940 году Хелси получает звание вице-адмирала и стал командиром ставшего вскоре легендарным авианосца «Энтерпрайз».
Когда японцы нанесли удар по Перл-Харбору, авианосец Хелси находился в районе острова Уэйк. В самом начале 1942 года его самолеты атаковали захваченный японцами Уэйк, а затем базу на острове Маркус. За решительность Уильям Хелси был награжден медалью «За отличную службу-ВМФ», 3-й по рангу наградой на флоте.

Следующая операция была дерзкой, но неудачной. 18 апреля 1942 года авианосцы «Хорнет» и «Энтерпрайз» под командованием Хелси в сопровождение крейсеров и эсминцев подобрались на 600 миль к Стране Восходящего солнца и доставили 16 стратегических бомбардировщиков В-25.
Три бомбардировщика взяли курс на Кобе, Осаке и Нагоя. Цель остальных – Токио. Бомбежка среди белого дня японских городов произвела большой психологический эффект, но материальный ущерб был почти равен нулю – разбито около сотни домов, убито полсотни мирных жителей.
Японские ПВО не сбили ни один самолет, но при посадке на территории Китая разбилось 15 бомбардировщиков, 10 летчиков из 80 погибли, остальные попали в плен.
Тяжело переживая неудачу, адмирал Хелси заболел и вернулся в строй только в середине октября 1942 года. Его назначили командующим флотом в южном районе Тихого океана.

Главной задачей командующего было удержать остров Гуадалканал, где японцы пытались скинуть в море морскую пехоту США.
Битва за Гаудалканал, остров из состава Соломоновых островов, проходила с 7 августа1942 года по 7 февраля 1943 года, и включала в себя 3 крупных сухопутных сражения и 5 морских. Под руководством Хелси его флот достиг поставленных целей,хоть и дорогой ценой, в битвах у  Санта-Круз и Тассафаронга, что создало условия для победы на Гуадалканале. Это было первое крупное наступление союзников на японские силы, явившиеся переломным моментом в борьбе на Тихом океане. В знак награды Уильям Хелси удостоился звания полного адмирала.

После введения нумерации флотов, Хелси стал командовать 3-м флотом с театром военных действий – Новая Зеландия, Новая Каледония, Новые Гибриды, Фиджи и часть Соломоновых островов.
В марте 1943 года Хелси поручается командование ВМФ и в юго-западной части Тихого океана с задачей выбить японцев с Соломоновых островов. А задача была непростой, так как архипелаг Соломоновых островов состоит из 992 отдельных островов общей площадью 28 тысяч кв. м.
Выполняя эту задачу, Хелси действовал осторожно, обходя сильные укрепленные базы японцев, и захватывал более слабые острова, перерезая коммуникации противника, который оказавшись отрезанным, сам должен был эвакуироваться со ставших бесполезными баз. И уже в начале 1944 года флот Хелси мог спокойно плавать у берегов Новой Британии, разрушая одно за другим береговые укрепления японцев.

Следующей крупной операцией адмирала Хелси стало морское сражение в заливе Лейте. Американское командование подготовило операцию Кинг II - вторжение на Филиппины. Это бы нарушило коммуникации Японии с Голландской Индией, откуда она получала нефть, олово, каучук, продукты питания.
Для отражения вторжения Япония собрала следующие силы: 1 тяжелый авианосец, 3 легких авианосца, 9 линкоров, 19 крейсеров, 34 эсминца и около 200 самолетов. Два американских оперативных соединения под общим командованием адмирала Хелси противопоставили им: 17 тяжелых авианосцев, 18 эскортных авианосцев, 12 линкоров, 24 крейсера, 141 эсминец и корабль сопровождения.
Самое масштабное сражение в морской истории проходило 23-26 октября 1944 года, и район его простирался на 600 миль с севера на юг и на несколько сот миль с востока на запад.
Силы были не равны, и хотя японцы впервые использовали камикадзе, это их не спасло. Они потеряли 4 авианосца, 3 линкора, 8 крейсеров,, 12 эсминцев и около 10 тысяч человек личного состава.
Конечно, не обошлось без потерь и у США: 1 авианосец, 2 эскортных авианосца, 3 эсминца и около 3 500 человек. Но после этой битвы флот Японии практически перестал сосуществовать и не провел больше ни одной крупной операции.

Затем флот Хелси оказывал поддержку войскам Макартура и продолжал наносить удары по Японским островам вплоть до момента прекращения огня 15 августа 1945 года.

Церемония подписания капитуляции Японии проходила в Токийской бухте на борту линкора «Миссури» флагмана Хелси. Сам Уильям Хэлси получил самое высшее в ВМФ США звание адмирала флота - 5 звёзд. Он стал четвёртым и последним американским адмиралом флота. Считал. что "войну выиграли подлодка, радар. самолёт и бульдозер". В этом же году 63-летний адмирал подает в отставку. Занимал должность члена совета директоров в двух дочерних компаниях IT&TC. Предпринимал ряд попыток сделать авианосец Энтерпрайз, которым он командовал мемориалом, но все попытки оказались безуспешными. Он поселился в Нью-Йорке, где скончался 16 августа 1959 года.

"Не бывает великих людей. Есть великие испытания, которые приходится выдерживать обычным людям".

В честь адмирала Хэлси названы 9 улиц в различных городах США, различные строения (например Закрытый манеж Военно-морской академии),  крейсер УРО USS Halsey CG-23 и эсминецУРО USS Halsey DDG-97 типа Arleigh Burke.

Tags: Адмиралы Америки, авианосцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments