Прохор Тебин (prokhor_tebin) wrote,
Прохор Тебин
prokhor_tebin

Categories:

Адмиралы Америки, часть 19. Рэймонд Спрюэнс

Рэймонд Спрюэнс родился 3 июля 1886 года в Мэриленде. В 1906 году он
окончил Военно-Морскую Академию. В начале своей карьеры Спрюэнс
командовал эсминцами, в том числе эсминцом Osborne DD-295, а после этого
и линкором Mississippi BB-41.



В 1940-1941 гг. он командовал 10-м
военно-морским округом и морской границей в Карибском море.
В начале Тихоокеанской кампании Второй мировой войны Спрюэнс командовал
пятым дивизионом крейсеров, сопровождавших легендарную Big E адмирала
Хэлси. Спрюэнс и его крейсера активно участвовали в рейдах против
японских баз и сил на островах Гилберта, Маршалловых островах, атолле
Уэйк и в знаменитом рейде Дулиттла. Всё это помогло ВМС США реализовать
стратегию fleet-in-being, восстановиться после Пёрл-Харбора и
подготовиться к началу наступательных действий.

В битве у Мидуэй Хэлси не мог командовать своими авианосцами по причине
болезни и рекомендовал Нимицу назначить вместо него Спрюэнса. Несмотря
на определённые сомнения, Нимиц прислушался к Хэлси и в битве у атолла
Мидуэй Спрюэнс командовал авианосцами Enterprise и Hornet под общим
руководством адмирала Флетчера.
В результате битвы три амеиканских авианосца потопили все четыре
противостоящие им японские авианосца адмиралов Нагумо и Ямамото, а сами
потеряли лишь один. Мидуэй стал переломным моментом в ходе Тихоокеанской
кампании.
Спрэнса подвергли критики за то, что он не стал преследовать отступавших
японцев, но и Флетчер и Нимиц представили Спрюэнса к Медали ВМС за
выдающуюся службу.

После Мидуэя Спрюэнс был назначен начальником штаба Главнокомандующего
Тихоокеанским флотом.
Спрюэнс, получивший командование Пятым флотом и ОФ 58, стал своеобразным
дополнением к адмиралу Хэлси, командовавшим Третьим флотом и ОФ 38.
Хэлси был агрессивен, рискован, а, как говорили некоторые его
недоброжелатели, безрассуден. Спрюэнс был холоден, спокоен, осторожен и
хладнокровен.
Моряки предпочитали Хэлси, старшие офицеры - Спрюэнса."Когда от Спрюэнса
ты переходил под командование Хэлси, ты никогда не знал, что будешь
делать в следующие пять минут и как ты это будешь делать, так как
печатные инструкции устаревали сразу же после своей публикаци. Хэлси
никогджа не делал что-либо одинаковым образом дважды".

В 1943-1945 гг. Спрюэнс руководил операциями по захвату островов
Гилберта, Маршалловых и Марианских островов, Иво Дзимы и Окинавы. В
феврале 1944 Спрюэнс командовал налётом на Трук в котором японцы
потеряли 12 боевых корабля и 32 торговых судна, а также около 250
самолётов. В июне 1944 Спрюэнс командовал битвой в Филиппинском море.
Японцы были наголову разгромленны, их потери составили 3 авианосца и
около 600 самолётов, но Спрюэнса опять подвергли критике за
недостаточную агрессивность. Спрюэнса ругали за отсутствие того, что
считалось главным недостатком Хэлси.

С ноября 1945 по февраль 1946 Спрюэнс был Главнокомандующим
Тихоокеанским флотом после Нимица.
Изза Карла Винсона Спрюэнс так и не получил пятую звезду Адмирала Флота,
но специальным актом Конгресса был удостоин пожизненного сохранения
полного адмиральского жалования.
С 1946 до своей отставки в 1948 году Спрюэнс был Президентом
Военно-морского колледжа. С 1952 по 1955 год он был послом на ФИлиппинах
при Президенте Трумане.

Адмирал Спрюэнс умер в 1969 году.
Имя Спрюэнса увековечено в названии головного эсминца типа Spruance
DD-963 и 61-ого эсминца типа Arleigh Burke - DDG-111.

Tags: Адмиралы Америки, ВМС США
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments