Прохор Тебин (prokhor_tebin) wrote,
Прохор Тебин
prokhor_tebin

Весьма интересное интервью ГД ОАО ЦС Звёздочка

Выделение текста в интервью - моё.

Оригинал взят у zvezdochka_ru в На связи генеральный директор "Звездочки" Владимир НИКИТИН
Предлагаем вниманию читателей интервью генерального директора ОАО "Центр судоремонта "Звездочка" Владимира Никитина. Опубликовано в заводском информвестнике "Трудовая вахта" 30 мая.

ОТ ВЫЖИВАНИЯ К РАЗВИТИЮ

Судостроительная отрасль в последнее время живет по принципу: ни дня без перемен. Внимание к ней проявляют первые лица государства, президент Владимир Путин очень жестко говорил о проблемах ОСК, где недавно прошла очередная смена руководства. И на фоне всех этих событий мы беседуем с генеральным директором ЦС «Звездочка» Владимиром Никитиным.

- Прошло пять месяцев нового года, и сегодня от первого лица хочется узнать, какие изменения и перспективы ждут коллектив в связи с решениями ряда конференций и совещаний, посвященных проблемам судостроения и судоремонта. Владимир Семенович, может, и начнем с ваших впечатлений от этих рабочих совещаний?
- На прошлой неделе состоялось совещание с вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Речь шла о выполнении сдаточной программы. Руководителей предприятий в последнее время волновал вопрос фиксированной цены на строительство и ремонт заказов, что в реальной действительности оказалось неприемлемым, так как в процессе работы возникают дополнительные затраты, особенно на поставки оборудования. И эта проблема все-таки нашла оптимальное решение: пересмотр цены по факту затрат. Но в то же время жестко была поставлена задача соблюдения сроков выполнения госзаказа. Это совещание - продолжение целой вереницы встреч и конференций, которые шли всю весну.
В марте прошла военно-промышленная конференция, приуроченная к 60-летию создания при Совете Министров СССР комитета, которому были поручены функции координации оборонно-промышленных вопросов. Сегодня Военно-промышленная комиссия работает при Правительстве России. Председатель правительства Дмитрий  Медведев в своем докладе сделал анализ состояния сегодняшней оборонки и определил вектор дальнейшего развития. Следом за этой конференцией прошло заседание Совета ВПК по кораблестроению, который возглавляет Владимир Поспелов. На этом совещании присутствовал и выступал вице-премьер Дмитрий Рогозин, у него был доклад и на конференции. А так как вопросы этих форумов перекликались, произошло естественное продолжение разговора о наших насущных проблемах. Была озвучена идея Федеральной целевой программы «ОПК», чтобы происходило реальное воплощение «от идеи ученых – до новых образцов». Для ее реализации предлагается привлечь Фонд стратегических исследований.  Кажется, что нашего производства эти проблемы не касаются, а на деле очень даже касаются. Сегодня мы строим новые суда, модернизируем подводные лодки третьего поколения, и очень часто сталкиваемся с тем, что поставленные сроки выпуска готовой продукции не могут быть реализованы, так как еще не готова необходимая документация, не готовы приборы и оборудование, которые уже надо ставить на штатные места. Все идет с колес.

- Это может отразиться на сроках сдаточной программы года?
- В этом году по гособоронзаказу  мы должны сдать после ремонта АПЛ третьего поколения «Смоленск». Корабль той же серии, что и сданный в прошлом году «Воронеж». Помогает наработанный опыт, но есть и свои особенности, потому что ни один заказ не бывает копией предыдущего. Из сдерживающих факторов – это ремонт систем и оборудования на заводах-изготовителях. Здесь иногда случаются переносы сроков поставок, но в целом график выдерживается. В сдаточной программе 2014 года надводный ракетный крейсер «Маршал Устинов». Сегодня он стоит в док-камере, вывод  на воду намечен на июнь, и работы будут продолжены на плаву. Корабль впервые ремонтируется в заводских условиях, ранее его техническое состояние поддерживалось на местах базирования, и это, конечно, создает определенные трудности, многое требует ремонта и замены.  Для нас «Устинов» - первый опыт работы с такого класса надводным кораблем, хотя ремонтировали, и успешно, эсминец «Бесстрашный» (сейчас он носит имя «Ушаков»).  Естественно, что после освидетельствования всплыли работы, ранее не заявленные по восстановлению технической готовности, в том числе и замена уникального оборудования, которое не подлежит ремонту у нас. Мы понимаем, что корабль нужно не только сдать, но и хорошо это сделать, потому что освоенная технология ремонта надводных кораблей такого класса пригодится в ремонте следующих.

- Владимир Семенович, общественность и пресса не оставляют вниманием пришедший к нам в ремонт пострадавший в пожаре «Екатеринбург». Как складывается его судьба?
- Лодка находится под особым вниманием и правительства. Недаром одним из первых, кто спустился в нее после пожара, был  Дмитрий Рогозин. Впервые мы с этим кораблем проходим новую систему заключения поэтапных контрактов. На первом этапе - контракт  на освидельствование,  дефектацию и определение объемов работ, на втором – уже на выполнение ремонта. Прошел ряд рабочих и расширенных совещаний, в том числе и с разработчиками, где рассматривались вопросы по возможности сохранения торпедных аппаратов.  Если гидроакустический комплекс изначально был признан не подлежащим  восстановлению, то по торпедным аппаратам носовой оконечности есть разные мнения. И все-таки пришли к выводу, что они еще послужат. В целом у нас такая загрузка, что все семь стапельных мест в эллингах заняты, и «Екатеринбург» будем восстанавливать на плаву.
В продолжение темы ремонта и испытаний: летом предстоит множество доковых операций и выходов в море. Так что доко-водно-такелажный цех и наш малый флот ждет большая нагрузка. А в числе тех, что пойдут летом в море на испытания, и заказ по линии шестого отдела.

- Этот отдел у нас отвечает и за строительство надводных  «академиков». Как на этом направлении идут дела?
- Транспорт вооружения «Академик Ковалев» будет сдаваться в следующем году. Работы идут, есть существенное продвижение.  А вот по третьему кораблю серии, «Академику Александрову», есть масса вопросов к разработчикам. Мы ожидали, что это будет серия кораблей с небольшой модификацией на деле оказалось, что каждое судно  имеет свой проект.  ЦКБ «Алмаз» задерживает документацию, а мы не можем в полном объеме запускать заготовительное производство, не говоря уже о монтажных работах на стапеле. Продление и сдвижка сроков сведет к удорожанию продукции. Именно об этом говорил Дмитрий Рогозин на совещаниях, что у нас все серийные корабли получаются по времени строительства и по стоимости как головные. Эта его оценка не наших заказов, а в целом по судостроению в России. А мы с этим заказом – наглядный пример.
Если уж речь зашла о рациональном подходе к судостроению и судоремонту, то еще на одну составляющую хочется обратить внимание – создание стендов для испытания оборудования и технического оснащения кораблей, для нас это особенно актуально при переходе на ремонт и модернизацию третьего поколения АПЛ. Сегодня для испытания аппаратуры и оборудования корабль вынужден дополнительно выходить в море, что тянет за собой огромные затраты, затягивает сроки. Мы имеем опыт испытаний на стендах и всегда использовали их в работе с кораблями предыдущих поколений. Создание стендовой базы логично может войти в  Федеральную целевую программу технического перевооружения  цехов 16 и 8.
В организационном плане есть вопросы по внедрению информационных технологий, в том числе по учету и движению материалов и оборудования в складском хозяйстве. Это далеко не мелочи, и мы убедились, когда защищали стоимость ремонта АПЛ «Новомосковск».

- Так что с многострадальной оплатой «Новомосковска»? Корабль уже давно выполняет свои боевые задачи, а завод до сих пор без окончательного расчета?
- На одном из совещаний в Москве этот вопрос снова поднимался. Поэтому есть определенная надежда, что мы большей частью возместим свои затраты, надо только правильно выстроить правовою основу.

- Можно спросить о результатах Ваших весенних поездок в Новороссийск и Астрахань. Какие там интересы у «Звездочки»?
- В Новороссийске  состоялась выездное заседание Морской коллегии. Речь шла о создании мощностей для ремонта и сервисного обслуживания Черноморского флота на базе Новороссийского судоремонтного завода. Предполагается, что часть территории завода будет передана ОСК, и нам предлагается там организовать новый филиал центра судоремонта «Звездочка». Работы предстоит много, и не только по созданию филиала, сколько по выполнению тех задач, для чего он будет создаваться. Предстоит сервисное и ремонтное обслуживание шести подводных лодок, шести фрегатов и более двадцати других надводных кораблей разного класса, которые уже там имеются. Рабочая поездка Дмитрия Рогозина в Астрахань не обошлась без посещения нашего филиала. Нам было что показать и рассказать о том, что сделано с тех пор, как судоремонтный завод вошел в состав ЦС «Звездочка». Завод обновляет свою материально-техническую базу, укрепляются пирсы, идет плановое техническое перевооружение за счет федерального финансирования. Завод имеет стабильный госзаказ, для этого набрана необходимая численность рабочих, работа идет и госзаказ выполняется. Этот завод являет собой яркий пример того, что при грамотном руководстве на месте вхождение в состав центра судоремонта принесло положительный результат.

- Владимир Семенович, 29 апреля Вы встречали в Мумбаи ДЭПЛ «Синдуракшак».  Хотелось бы знать, каким  ожидается развитие ВТС в ближайшее время?
- Надеемся, что продолжение обязательно будет. Собственно, оно уже есть и хорошо просматривается. Да, я был свидетелем торжественного прибытия ДЭПЛ «Синдуракшак» к месту базирования. Наша команда, сопровождающая корабль, во главе со сдаточным механиком Евгением Макаровым отработала профессионально. Индийской стороной была дана высокая оценка качеству ремонта, передана благодарность всему коллективу «Звездочки». Ранее, в марте, состоялись предварительные переговоры с индийской стороной о том, чтобы в ближайшие годы к нам пришли во второй ремонт лодки ВМС Индии, которые мы уже ремонтировали. В настоящее время на индийской верфи в Вишакхапатнаме продолжается ремонт ДЭПЛ «Синдукирти». Там постоянно находятся специалисты и рабочие нашего предприятия, иногда  численность наших посланцев доходит до 80 человек. Мы понимаем, что индийская сторона хочет приобрести опыт ремонта и обслуживания таких кораблей, но обе стороны понимают и другое: у «Звездочки» есть хорошо оснащенная ремонтная база и большой опыт работы по этому направлению, мы выполняем свои обязательства в рамках контрактов и по срокам, и по качеству.
Хорошая перспектива сотрудничества ожидает нас еще с одним дружественным  государством – Вьетнамом. Ремонт подводных кораблей и поставка ЗИП на корабли, которые были построены на российских верфях, – это как раз входит в нашу деятельность по военно-техническому сотрудничеству.

- Ну, сотрудничество с другими странами для нас - уже привычная форма деятельности. Одно только винтообрабатывающее производство имеет огромную географию сотрудничества. А с развитием Центра пропульсивных систем (ЦПС), наверно, эти связи будут расширяться?
- Надеюсь, что так и будет, но пока мы только начинаем строить новый цех для ЦПС. С его вводом будет решена проблема не только с производственными, но и с офисными помещениями для специалистов и персонала. То, что Центр был создан на базе СВОП, уже является залогом успешного продвижения этого нового для нас направления, и позволит создать мощный инженерно-производственный комплекс, способный обеспечить проектирование, серийное производство и сервисное обслуживание всех типов пропульсивных систем. Это работа и на гражданское судостроение, и на Военно-морской флот, и даже на нефтегазовую добычу. Для нас большим плюсом стало наличие в составе центра судоремонта конструкторского бюро «Винт», опытного завода «Вега» и СВОП, их сотрудничество позволяет обеспечить проектирование, производство и сервисное обслуживание на всех этапах жизненного цикла нашей продукции. По поводу сотрудничества: сегодня «Звездочка» работает с зарубежными компаниями Финляндии, Южной Кореи, Италии, Чехии, и география только расширяется.

- Хороший коллектив – это хорошо подобранные кадры. Сегодня проблема инженерных кадров остается актуальной…
- Да, у нас по-прежнему дефицит грамотных технологов, конструкторов, и мы готовы брать перспективных и молодых. Иногородних есть возможность поселить в Дом молодых специалистов. Мы надеемся, что все-таки в ближайшем будущем заработает программа ОСК по строительству жилья для корабелов, которую поддерживает администрация области и, конечно, наши предприятия.
Перед «Звездочкой» стоят большие задачи по выполнению государственного заказа: мы приступили к ремонту кораблей третьего поколения, заключаются новые контракты, во второй ремонт приходят подводные лодки проекта БДРМ, перспектива просматривается на десятилетие вперед; у нас есть задачи по модернизации и техперевооружению производственных мощностей  как головного предприятия, так и филиалов;  мы знаем, какие специалисты должны приходить сегодня на производство и готовы их встретить. А чтобы все это двигалось в нужном направлении, нужно работать и работать.

Беседовала
Надежда ЩЕРБИНИНА
Tags: ВМФ России, ОСК, военно-техническое сотрудничество, подводный флот, судоремонт, судостроение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments