Прохор Тебин (prokhor_tebin) wrote,
Прохор Тебин
prokhor_tebin

Завершая холивар по "Нахимову"

Хотелось бы вынести комментарий, который оставил уважаемый zvezdochka_ru в ответ на опрос по "Нахимову" (пока статистика примерно такая: 55% за, 45% против, весьма красноречиво):
Ответил "да". Обосную. :)
Модернизация такого парохода как 1144 будет муторной, долговременной и геморройной. Здесь я иллюзий не питаю и это, безусловно, из разряда минусов. Однако, в долгосрочной перспективе есть и плюсы. Я, в силу некомпетентности, оставлю вне дискуссии вопросы военного характера, пусть у флотоводцев головы болят, и остановлюсь на вопросах индустриальных. Беда нашего судостроя не столько в потенции верфей, сколько в потенции контрагентов. Если рассматривать реанимацию 1144 с "философской" точки зрения, то миссию этого проекта должно искать не столько в военно-морской составляющей, сколько в индустриально-организационной. Если судить по нынешнему состоянию и самой отрасли, и смежных с ней сегментов экономики, то реальность проекта выглядит, увы, чуть ли не сомнительной. Однако, достаточная целеустремленность и сильная политическая воля, направленная на результат, должны способствовать и, даже более того, инициировать реанимационные процессы по всей судостроительной цепочке - от металлургии, электроники, двигателе- и ракетостроения до самых простых продуктов машиностроения - производства клапанов, насосов и прочей арматуры. Естественно, цена этого вопроса выходит далеко за 50 озвученных миллиардов (цифра, ИМХО, заниженная*). Но, если трактовать задачу по модернизации "Нахимова" только с военной точки зрения, то все ограничится ремонтом "из наличия". Потянут с "Лазарева" и "Кирова" то железо, что еще не уволокли на "Петра" и привет. Будет "Нахимов" последним крейсером былого флота. Если же пинками, пряниками и "ручным управлением" сверху, не отдавая дело на откуп головному исполнителю, а насилуя властной волей всех участников процесса добиваться соблюдения сроков и качества продукта, заставить систему работать, то это станет залогом самой возможности ваять нормальный океанский флот, паче чаяния военно-политическая необходимость в таковом будет.
PS: Прошу не искать в изложенном "проглотства" промышленности. Дескать, им сколько не дай - все прожрут -разворуют. Знал бы кто, как приходится верфи выкручиваться в поисках классического "гвоздя в кузнице".

* в 2008 году ремонт с модернизацией крейсеров 1144 уже оценивался промышленностью в 60 млрд рублей за единицу.


С данной позицией практически полностью согласен. Приведу и основные свои тезисы относительно ситуации. Я остаюсь при мнении, что
1. Ни один единичный корабль (кроме, пожалуй, авианосца) не стоит подобных средств.
2. Крайне хотелось бы увидеть официальные документы относительно роли и места "Нахимова" в военно-морской стратегии, Какие задачи он будет реально выполнять? Также хотелось бы посмотреть документы с обоснованием стоимости модернизации и эксплуатации корабля, а также анализом альтернатив.
3. В приоритете военно-морского строительства, имхо, стоит развитие прибрежного флота (корветы/фрегаты/НАПЛ) и модернизация атомного подводного флота.
4. Другой важнейший приоритет - восстановление судостроительной промышленности, модернизация существующих и строительство новых верфей, осваивание технологий.
5. После этого можно переходить к "большим" кораблям, но здесь, опять же имхо, следует делать упор на модернизацию "Кузи", развитие палубной и базовой патрульной авиации.

Tags: ВМФ России, ГПВ2020, пр. 1144, судостроение, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 99 comments