Прохор Тебин (prokhor_tebin) wrote,
Прохор Тебин
prokhor_tebin

Анатолий Шлемов: предприятия российского ОПК готовы к строительству авианосцев

Россия как мощная морская держава, готовая к строительству авианосцев, не должна покупать зарубежные корабли как системы морского вооружения, в противном случае, стране грозит постепенная потеря авторитета, заявил директор департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Анатолий Шлемов.

«Я глубоко убежден, что корабли как системы морского вооружения наша страна покупать не должна. А если все же покупает, то это должен быть уникальный, единичный случай, жестко обоснованный общей потребностью государства, Минобороны и ВМФ, потому что корабли мы умеем и должны строить сами», - сказал он в преддверии Международного военно-морского салона, передает ИТАР-ТАСС.

«Страна, которая позиционирует себя как морская держава, просто обязана строить корабли самостоятельно, - уверен Шлемов. - Во-первых, из соображений национальной безопасности, во-вторых, с точки зрения развития собственной промышленности, и в-третьих - это очень важно - по причине сохранения перспектив военно-технического сотрудничества».

Россия является серьезным экспортером техники, поставляет и корабли, и комплексы оружия и вооружения. Она не должна потерять этот рынок, поскольку он дает серьезное пополнение бюджета, основательно поддерживает и стимулирует отечественную промышленность, а также позволяет сохранять уверенные позиции на международном уровне. «Начнем что-то покупать - постепенно потеряем авторитет», - считает представитель ОСК.

«Теперь о том, что можно импортировать, а что нельзя. Наверное, допустимо закупать какие-то отдельные военные комплексы. Что греха таить, многие зарубежные техсредства качественнее, современнее, а зачастую еще и дешевле, чем то, что мы сегодня производим сами. Вполне допустимо их покупать и ставить на наши корабли при условии обеспечения их эксплуатации во время всего жизненного цикла. Я имею в виду ЗИП (запчасти, инструмент принадлежности), документацию и разнообразные виды технического обслуживания», - полагает Шлемов.

«Кроме того, мы сможем приобрести опыт их монтажа, испытаний и эксплуатации, получить ноу-хау и в дальнейшем делать то же самое, желательно даже более качественно. Таким путем идет КНР, и, наверное, такой путь оправдан», - считает он.

Касаясь ремонта кораблей за рубежом, Шлемов напомнил, что в составе ВМФ России сейчас находится порядка 70 судов обеспечения и вспомогательного назначения, построенных еще в советский период как в странах Варшавского Договора - Польше, ГДР, так и в капиталистических странах, например, в Финляндии.

«Есть еще ряд десантных кораблей, в частности проекта 775, которые построила Польша в период ее пребывания в составе Варшавского Договора. Эти корабли были и остаются в составе ВМФ, они показали себя достаточно надежными. Их эксплуатация полностью освоена и в техническом плане», - отметил представитель ОСК.

«Но жизнь есть жизнь, сегодня закончился ЗИП для этих кораблей. Его, думаю, можно осваивать и у нас в стране, но тут надо оценивать экономику и сроки. Если флоту понадобится, можно провести эксперимент. Взять один-два корабля того же проекта 775 и, в случае явной экономической выгоды и согласия Польши, там отремонтировать. Получив результат, оценить его и дальше уже принимать решение по распространению или отказу от такой практики», - считает он.

«Мнения специалистов по этому вопросу расходятся диаметрально. Но решать должны ВМФ и Минобороны. Мое мнение: такой опыт должен быть разовым», - сказал Шлемов, поскольку «нам нужно кормить свою промышленность, сохранять ее и развивать».

Он также отметил, что опыт северодвинского предприятия «Севмаш» по глубокой модернизации тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» позволяет говорить о том, что предприятия российского ОПК готовы к строительству авианосцев.
«Могу заверить, что предприятия ОПК России принципиально готовы к покорению этой технологической и организационной высоты», - сказал он.

«С точки зрения ВМФ этот вопрос для такой крупной морской державы как Россия - концептуальный. Многие ученые, имеющие отношение к отечественному флоту, считали и считают, что с учетом специфики нашего государства авианесущие корабли нам нужны. К тому же все ведущие морские державы - США, Великобритания, Франция, Индия, Китай, а также Испания и даже Италия - имеют или намереваются иметь в составе своих ВМС авианесущие корабли, то есть общемировая тенденция ясна», - констатировал он.

«Очень интенсивно развивается этот род военно-морских сил в азиатском регионе. Китай, по сведениям авторитетных источников, очень серьезно занялся этой тематикой. Индия, наш стратегический партнер, обязательно получит в этом году авианосец «Викрамадитья» (бывший «Адмирал Горшков»)», - уверен Шлемов.

«Он летом и ранней осенью завершит все оставшиеся ходовые испытания, в том числе испытания совместно с авиакрылом, а затем перейдет в Индию, которая активно готовится к предстоящему событию и уже считает этот мощный корабль флагманом своих ВМС», - сообщил он.

«Что у нас? Это, безусловно, общегосударственная задача. Очень сложный, дорогой, системный проект. И решение об его создании должен принимать не флот, не Минобороны, а именно государство - ввиду сложности разработки и необходимости вложения значительных бюджетных ассигнований», - полагает представитель ОСК.

«Большинство военно-морских специалистов считает, что России необходимы такие корабли, и не один. Напомню, сегодня у нас есть только тяжелый авианесущий крейсер, который является флагманом Северного флота и всего ВМФ страны. Между тем нужно несколько кораблей такого типа, которые базировались бы и на Северном, и на Тихоокеанском флоте. Думаю, это было бы правильно», - сказал он.

По мнению Шлемова, «есть и еще один аргумент в пользу такой уверенности: мы должны сохранить целый род военно-морских сил - палубную авиацию». «Это же лучшие летчики в составе ВМФ и ВВС. Обнадеживает то, что сейчас в районе Ейска создается российский универсальный тренажерный комплекс НИТКА (наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный), который позволит отрабатывать летательные аппараты, проводить боевую подготовку и обучение специалистов и летчиков палубной авиации. Этих людей надо беречь, обеспечивать их дальнейшее развитие и преемственность их опыта», - уверен он.

«Если говорить о перспективе, то серьезная проработка вопроса сейчас ведется институтами Минобороны, предприятиями промышленности и КБ-проектантами. Уточню, именно предварительная проработка, а не разработка», - сообщил Шлемов.

«К сожалению, Государственной программой вооружения (ГПВ), которая утверждена и реализуется, заданий по созданию авианесущего корабля не предусмотрено. Правда, сейчас Военно-промышленная комиссия (ВПК) России и Минобороны активно работают над ГПВ, которая будет исполняться в период 2016-2025 годов. Не исключено, что при наличии определенной политической воли работы по созданию авианесущего комплекса будут конкретизированы, определены и наконец заданы», - сказал он.
«Севмаш» - флагман в области подводного кораблестроения России. Опыт, который он получил, - тяжелый, но архиполезный: модернизация и ремонт авианосца «Викрамадитья» стали фактически созданием его с нуля. В России теперь есть предприятие (пусть пока единственное), которое имеет опыт строительства кораблей такого класса», - отметил Шлемов.

«При этом получили дальнейшее развитие бюро-проектанты, активно участвовавшие в техническом сопровождении модернизации. Да и вся задействованная кооперация тоже по ряду направлений восполнила опыт создания кораблей такого класса, который имелся в Советском Союзе до 1991 года, а также разработала новые технологии», - сказал он.
«Если в перспективе «авианосный» вопрос все же будет решен положительно, то пригодится также опыт создания и размещения на корабле различных летательных аппаратов, полученный при формировании авиакрыла для авианосца «Викрамадитья», - сказал представитель ОСК.

«Резюмирую: задача крайне трудная, чрезвычайно затратная, очень длительная по времени и потребует усилий всего ОПК России, поскольку авианосец, наверное, самая сложная система морского оружия», - отметил он.

Шлемов также отметил, что при строительстве кораблей для ВМФ России головные предприятия Объединенной судостроительной корпорации нередко не могут выполнить свои обязательства по их передаче флоту из-за задержек с поставками комплексов оружия. «Мы строим хорошие современные корабли. Будь то продукция «Севмашпредприятия» - атомные подводные лодки четвертого поколения проектов «Борей» и «Ясень» или боевые надводные корабли первого и второго рангов «Северной верфи». Подчеркиваю: проблем с общекорабельными системами нет вообще. Есть проблемы своевременности поставок комплексов оружия и вооружения», - отметил Шлемов.

«Приведу красноречивый пример. Почему в прошлом году не были сданы флоту корветы проекта 20380 «Бойкий» и «Стойкий»? Да просто потому, что на корвет «Бойкий» артиллерийская установка А190 была поставлена только в 20-х числах декабря 2012 года. В итоге мы не смогли сдать уже почти законченный корабль, который был полностью готов как платформа», - сказал он.

«Таких примеров множество, и лишь кардинальное решение этого вопроса позволит нам четко укладываться в установленные сроки сдачи кораблей», - полагает представитель ОСК.

Он сообщил, что «в рамках разработки плана работы Военно-промышленной комиссии на второе полугодие 2013 года ОСК представила собственное предложение». «Суть его в том, что мы считаем целесообразным провести заседание ВПК по теме состояния разработки и поставок комплексов оружия и вооружения для кораблей военно-морского флота. Предложение направлено и в ВПК при правительстве РФ, и в профильный департамент Минпромторга», - пояснил Шлемов.

По его оценке, «сегодня строительство и сдача флоту кораблей (а к ним, в первую очередь, относятся атомные и неатомные подводные лодки, корабли первого и второго рангов; вспомогательные суда или суда специального назначения я бы пока сюда не включал: у них может быть своя специфика) не определяются исключительно головными исполнителями - предприятиями ОСК, КБ-проектантами и заводами-строителями, а зависят от слаженной работы всей кооперации оборонно-промышленного комплекса России».

«В составе ОСК нет поставщиков, и влияния корпорация на них не имеет никакого - ни идеологического, ни экономического. Просто потому, что, к большому сожалению, контракты, заключенные с кооперацией, не являются особо прибыльными. Такая проблема существует, она актуальна и сложна», - констатировал представитель ОСК.
«Ее решение, как мне представляется, зависит, прежде всего, от системообразующего ведомства - Минпромторга, а также от ВПК, созданной государством для решения комплексных, системных вопросов по оборонной промышленности», - считает он.

«Следующий вопрос, который близко связан с предыдущей темой - вопрос качества этих поставок», - считает Шлемов.

«Сегодня атомный подводный крейсер, серийный «Борей» - «Владимир Мономах» - усиленными темпами готовится к проведению заводских ходовых испытаний. В мае мы успешно и в соответствии с графиком провели физический пуск ядерного реактора, выполнили все необходимые проверки, технические и физические измерения. Казалось бы, все идет нормально. И в то же время - постоянные проблемы с целым рядом поставщиков. Их география достаточно обширна - Ливны, Питер, Москва, Калуга, - отметил представитель ОСК. - Невысокое качество техники влечет за собой ее частые поломки и, конечно, осложняет задачу соблюдения сроков».

«Да, в нашей стране имеется система рекламационно-претензионной работы, и она в принципе функционирует, но, к сожалению, этот путь сопряжен со срывом и без того жестких сроков», - отметил он.

«Например, на «северах» у нас сейчас как раз тот случай, когда «день год кормит». Напомню, что уже началась летняя навигация. Белое море переполнено сдаточными кораблями - как Севмаша, так и «Звездочки». Их очень трудно разнести и с точки зрения обеспечения испытаний, безопасности их проведения, и по обеспечению просто выходов в море, потому что испытание техники требует определенных полигонов, условий и тому подобного. А перенос испытаний даже на несколько дней чреват последствиями, потому что навигация на основных полигонах Белого моря строго ограничена погодными условиями и декабрем месяцем», - сказал Шлемов.

Он также подчеркнул, что Объединенная судостроительная корпорация обеспечит сдачу Военно-морскому флоту в 2013 году всех предусмотренных кораблей без каких-либо просьб или требований по изменению или уточнению цен.

«Мы выполним все эти задачи в тех ценах, которые на сегодняшний день утверждены. Пусть даже с рентабельностью, не соответствующей здравому смыслу, просто потому, что понимаем: других денег государство уже не сможет выделить. Это тяжелое, жесткое, но, наверное, правильное решение. Однако для кораблей, которые подлежат сдаче в 2014, 2015 и 2016 годах, необходимо провести пересмотр цен по контрактам, заключенным в период с 2004 по 2007 год, поскольку экономические условия с тех пор изменились кардинально», - уверен Шлемов.

По его словам, «приятно, что новое руководство министерства обороны слышит и понимает отечественную промышленность». «По поручению заместителя министра обороны Юрия Борисова ОСК и все ведущие предприятия в первом квартале этого года провели глубокий анализ каждого контракта и доложили о результатах военному ведомству. В результате по каждому кораблю было принято конкретное решение, составлены так называемые «дорожные карты», где жестко и конкретно поручено промышленности, военным представительствам и соответствующим органам военного управления при необходимости корректировать цены и прочие параметры контрактов во имя единственной цели - обеспечения безусловной сдачи этих кораблей», - отметил руководитель департамента ОСК.

«Мы ведем постоянный мониторинг этого поручения промышленности, и поэтому могу точно сказать: на сегодняшний день наши общества эту работу выполнили полностью, военные представительства рассмотрели все ценовые расчетно-калькуляционные материалы и дали соответствующие заключения», - сообщил Шлемов.
«Очень радует тот факт, что цены, которые они согласовали, в принципе очень близки к представленным и обоснованным промышленностью. То есть, конечно, военпреды сняли ряд затрат, но у них были веские аргументы. Для сравнения достаточно вспомнить, что творилось в 2010-2012 годах, когда, не рассматривая документов и не принимая никаких обоснований, органы военного управления волюнтаристски и беспричинно снимали 30-40% с представленных цен», - сказал он.
«Существующий сегодня подход к решению этой проблемы можно уверенно назвать объективным. Правда, огорчает недостаточная отлаженность механизма: ведь уже начало июля, и отсрочка принятия необходимых решений значительно затруднит исполнение сдаточной программы. Повторю, не в 2013, а в 2014, 2015 и последующих годах», - предупредил Шлемов.
Tags: ВМФ России, ГПВ2020, ОСК, Технологии, военно-техническое сотрудничество, российский авианосец, судостроение, флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments