Прохор Тебин (prokhor_tebin) wrote,
Прохор Тебин
prokhor_tebin

Category:

Пятидневная война в воздухе, часть 2

Вторая часть статьи Андрея Михайлова в ВКО.

Действия дальних бомбардировщиков


С получением распоряжения на подготовку к ведению действий по плану миротворческой операции по принуждению Грузии к миру, управления соединений и частей 37 ВА ВГК (СН) были организованно переведены на боевой режим работы, проведено уточнение задач, обеспечены устойчивое и непрерывное управление войсками, охрана и оборона объектов на аэродромах базирования авиационных полков.

На ближайших к району боевых действий аэродромах было организовано боевое дежурство.

Первые вылеты были осуществлены уже в ночь на 9 августа. Более десяти Ту-22М3 нанесли одновременные прицельные авиационные удары по первоочередным объектам на территории Грузии: складу боеприпасов и вооружения в районе РУСТАВИ, аэродромам ВАЗИАНИ, СЕНАКИ и МАРНЕУЛИ (с применением бомб свободного падения). 

Доля высокоточного оружия в применяемых средствах поражения авиацией

Подготовка последующих вылетов осуществлялась в ограниченные сроки. Боевые вылеты проводились практически без отдыха летного и инженерно-технического состава, без предоставления необходимого времени на подготовку экипажей и авиационной техники к полетам. За четыре дня было выполнено более 50 самолетовылетов с интенсивностью 2-3 вылета в сутки.

Посменная организация и параллельный метод работы органов управления позволили сохранить непрерывность управления и выполнения задач в установленные сроки. Личный состав частей связи и РТО воздушной армии, бортовые специалисты авиационных полков с поставленными задачами по обеспечению управления справились.

Основные усилия инженерно-авиационного обеспечения боевых действий были направлены на восстановление исправности авиационной техники до требуемого уровня, обеспечение перебазирования части сил и средств тбап на передовые аэродромы, переоборудование авиационной техники под заданный вариант снаряжения и подготовку авиационной техники и АСП к применению.

Подготовка авиационной техники, подготовка и подвеска АСП осуществлялась штатными наземными экипажами и расчетами по подвеске.

Тыловое обеспечение осуществлялось силами авиационно-технических баз на аэродромах постоянного и передового базирования в целях создания необходимых условий для выполнения боевых задач. Основное внимание было уделено созданию запасов авиационных бомб на аэродромах вылета и своевременному обеспечению техникой для подготовки самолетов к вылету.

Метеорологическое обеспечение осуществлялось силами и средствами метеорологического бюро КП ВА ВГК (СН), метеослужб авиационных дивизий и полков во взаимодействии с метеорологической службой ВВС, Главным гидрометеорологическим центром МО РФ, метеорологической службой 4 А ВВС и ПВО. Несмотря на это, с начала операции прекратилась передача синоптической информации с территории боевых действий и данные о фактическом состоянии погодных условий получали от экипажей только после посадки.

Основным способом ведения боевых действий явились одновременные удары частью сил по заранее заданным объектам в назначенное время. Авиационные удары наносились с больших высот, с заходами с разных направлений, короткого боевого пути с комплексным применением средств РЭБ, в сомкнутых боевых порядках. Выбранный вариант действий позволил рационально использовать боевые возможности самолета Ту-22М3, обеспечить наибольшую внезапность воздействия на противника, увеличить эффективность преодоления воздействия ЗРК малой дальности и ПЗРК. Наиболее эффективными были результаты действий Ту-22М3 по скоплению войск противника в Кодорском ущелье.

Однако данный способ действий не обеспечивал максимально возможную эффективность воздействия на противника. Применение авиабомб свободного падения требовало захода в зону поражения средств объектовой ПВО. Отсутствие эффективного бортового комплекса обороны снижало выживаемость самолета в зоне противодействия активных средств ПВО противника. Штатные средства РЭБ бортового комплекса самолета Ту-22М3 не обеспечивали анализ типа РЭС и индикацию облучения, постановку помех в автоматическом режиме ЗРК советского производства С-125, «Бук», «Оса» и «Тор». Постановка помех данным средствам осуществлялась только в ручном режиме. Наиболее эффективными тактическими приемами противодействия ЗРК средней дальности явились: обход зон поражения, выполнение противоракетных маневров с комплексным применением средств РЭБ.

При боевой работе в начальный период боевых действий были и определенные сложности, прежде всего, – с организацией взаимодействия. Отсутствие достоверной информации о порядке применения фронтовой и специальной авиации, наличия разведывательной информации о результатах ударов приводило к необходимости дополнительно запрашивать данные в управлениях 4 А ВВС и ПВО и Черноморского флота, что в условиях ограниченного времени и перегрузки каналов связи вело к увеличению времени принятия решений.

Подсчеты данных, ежедневно представляемых заместителем начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковником А. А. Ноговицыным средствам массовой информации, позволили определить, что всего за период с 8 по 12 августа 2008 г. авиация 37 ВА ВГК (СН) произвела около 70 боевых вылетов и удары были нанесены по 17-20 целям. Среди них – четыре аэродрома, автомобильный мост, склады боеприпасов и более десятка мест скопления живой силы и техники противника. С учетом вероятной загрузки самолетов Ту-22м на эти объекты поражения было сброшено более тысячи авиабомб типа ФАБ-500 и ФАБ-250. Уровень выучки офицеров и управления 37 ВА ВГК (СН) представителем Генштаба был оценен как высокий.

Действия ВТА

В операции были задействованы более 50 самолетов военно-транспортной авиации Ил-76, Ан-124 и Ан-22. Основными задачами, выполненными 61 ВА ВГК (ВТА) были: перевозка мобильных резервов войск СКВО, а также личного состава, боевой техники и грузов воздушно-десантных войск из центральной части страны; обеспечение маневра авиационных соединений и частей; перевозка подразделений Сухопутных войск; выполнение специальных задач.

Особенностями применения военно-транспортной авиации в ходе операции являлись сжатые, по сравнению с нормативными, сроки выполнения воздушных перевозок, одновременное выполнение задач по перевозке соединений, частей и подразделений ВДВ на различные направления, а также ограниченное количество основных аэродромов погрузки и всего по одному аэродрому выгрузки на каждом направлении (БЕСЛАН, БАБУШАРА), что было явно недостаточно для осуществления массовых перевозок войск.

В первые дни интенсивность полетов составляла до 2,5 полковых вылетов в сутки. В дальнейшем она постепенно снижалась до двух, а затем выполнялось практически по одному полковому вылету в сутки. Таким образом, боевое напряжение на экипаж составляло один рейс (2-3 самолетовылета) в сутки.

Благодаря четкой работе командования 4 А ВВС и ПВО по оперативному согласованию вопросов выделения аэродромов дозаправки авиационным полкам военно-транспортной авиации и организации обеспечения на них самолетов и экипажей, выполняющих боевые задачи, сбоев в работе практически не было. Также четко работал и военный сектор Ростовского ОрВД при согласовании условий на выполнение перелетов.

Надежно было организовано и прикрытие военно-транспортных самолетов от ударов с моря силами ПВО корабельной группы Черноморского флота при выполнении перевозок с заходом на аэродромы выгрузки со стороны моря.

Всего силами военно-транспортной авиации было выполнено более несколько сот самолеторейсов и перевезено несколько тыс. человек личного состава, до тысячи ед. техники и более одной тыс. тонн различного груза. Самолетами РЭБ Ан-12ПП выполнено несколько десятков самолетовылетов на постановку комбинированных помех для обеспечения прикрытия полетов военно-транспортной авиации и действий штурмовой и бомбардировочной авиации.

Уровень подготовки летного состава 61 ВА ВГК (ВТА), натренированность и слаженность экипажей позволили выполнить воздушные перевозки в установленные сроки, максимально снизить время нахождения самолетов на аэродромах выгрузки и на аэродромах дозаправки.

Вместе с тем были и определенные сложности. И, прежде всего, организационные. Так, на аэродромах выгрузки, которые имели ограниченную емкость, отсутствовал общий координационный центр авиации ВВС, МЧС, ФСБ, МВД. В результате не всегда в воздушном пространстве отдавался приоритет самолетам ВТА, выполняющим боевые задачи. Самолеты МЧС пользовались преимуществом при выборе времени посадки на аэродромы обеспечения войск. Учитывая, что выгрузка самолетов МЧС осуществлялась в течение длительного времени (по 5-6 часов), а крупногабаритные грузы часто оставлялись в местах стоянки самолетов, все это ограничивало возможности по рулению и расстановке самолетов военно-транспортной авиации.

Здесь же сказались и последствия глубокого сокращения численности личного состава частей обеспечения авиации. Существующая штатная численность личного состава авиационно-технических частей не позволяла организовать ритмичную работу в ходе обеспечения интенсивного графика летных смен, а тем более выполнения авиационными полками массовых воздушных перевозок в мирное время. Особенно критичное положение сложилось в аэродромно-эксплуатационных подразделениях, количество военнослужащих в которых за 10 лет уменьшилось в 5 раз, а объем работ по содержанию и ремонту аэродрома, его подготовке к производству полетов остался таким же, каким и был.

Действия фронтовой авиации и сил РЭБ

Преодоление системы противовоздушной обороны Грузии осуществлялось в полосах пролета Государственной границы с применением индивидуальных средств РЭБ и под прикрытием вертолетов и самолетов – постановщиков помех.

В ходе выполнения боевых задач, на маршрутах и в районах нанесения авиационных ударов средства РЭБ индивидуальной защиты применялись с расчетного рубежа обнаружения средствами воздушной радиолокационной разведки Грузии, при применении противником управляемого оружия выполнялись противозенитные и противоракетные маневры с одновременным отстрелом инфракрасных и противорадиолокационных патронов.

С целью защиты наших радиоэлектронных средств от радиоэлектронного подавления предусматривалось применение РЭС, работающих в различных частотных диапазонах, специальных режимов работы, рациональное размещение РЭС в авиационных и наземных группировках, соблюдение установленных временных, частотных, пространственных ограничений на работу РЭС в сочетании с уничтожением самолетов, вертолетов и БПЛА Грузии.

Электромагнитная совместимость основных радиоэлектронных средств обеспечивалась выполнением различных мероприятий, предусмотренных планами обеспечения электромагнитной совместимости важнейших радиоэлектронных средств систем государственного и военного управления федерального уровня, а также используемых министерствами и ведомствами в границах военных округов, планами РЭБ СКВО, объединений, соединений и частей видов Вооруженных Сил, участвующих в боевых действиях.

Основными способами обеспечения электромагнитной совместимости являлись: исключение помехового воздействия и применения управляемого оружия, в том числе ракет «воздух-РЛС» против своих войск; исключение непреднамеренных помех в радиосетях боевого управления, систем спутниковой связи, президентской, правительственной и специальной связи, а также ВзПУ ВС РФ; согласованием порядка применения ракет «воздух-РЛС» с взаимодействующими объединениями видов и родов войск Вооруженных Сил.

В ходе выполнения боевой задачи, на маршрутах и в районах нанесения авиационных ударов самолетами Су-24М широко использовались комплексы бортовой обороны, оборудованные станциями активных помех. Они применялись при вхождении в расчетную зону обнаружения самолета радиолокационными средствами зенитных ракетных и радиотехнических войск Грузии. В случае угрозы применения противником авиации и средств ПВО выполнялись противоракетный и противозенитный маневры с одновременным отстрелом инфракрасных и противорадиолокационных патронов из аппаратов постановки помех. Принимались необходимые меры по обеспечению безопасности применения нашей авиации в зоне поражения своих средств ПВО, а также для исключения помехового воздействия и применения управляемого оружия против своих войск.

Особо следует уделить внимание анализу организации и ведения радиоэлектронной борьбы в ходе операции по принуждению к миру.

Радиоэлектронная борьба была организована и проводилась в целях снижения возможностей грузинских вооруженных сил по управлению войсками и эффективности применения средств ПВО, технических средств разведки, а также обеспечения устойчивой работы важнейших радиоэлектронных средств в системах управления российскими войсками, силами и оружием в условиях непреднамеренных помех.

Мероприятия радиоэлектронной борьбы проводились в тесном сочетании с действиями авиации и войск ПВО по поражению радиоэлектронных объектов, с мероприятиями по разведке, оперативной маскировке и другим видам оперативного обеспечения действий наших войск.

Основными задачами радиоэлектронной борьбы являлись: выявление систем и средств управления войсками и оружием вооруженных сил Грузии; их радиоэлектронное подавление; радиоэлектронная защита своих систем и средств управления войсками и оружием, а также противодействие техническим средствам разведки.

Решение задач радиоэлектронной борьбы осуществлялось силами и средствами всех видов и родов войск Вооруженных Сил России, действующих в этом регионе. Взаимодействие сил и средств РЭБ видов Вооруженных Сил осуществлялось по задачам, направлениям действия и объектам подавления и огневого поражения радиоэлектронных объектов, по вопросам обмена информацией о радиоэлектронной обстановке, радиоподавления РЭС, а также исключения взаимных помех радиоэлектронных средств и согласования порядка поддержания связи и управления.

Противодействие техническим средствам разведки противника обеспечивалось:

  • путем радиоэлектронного поражения выявленных средств воздушной радиолокационной и радиотехнической разведки Грузии, уничтожением БЛА «Гермес»; 
  • поддержанием в местах дислокации войск и аэродромах базирования авиации повседневного режима работы радиоэлектронных средств при подготовке и проведении операции; 
  • введением ограничений на работу РЭС с излучением в новых районах; 
  • радиоподавлением средствами частей РЭБ СКВО каналов передачи разведданных, радиосвязи и управления Грузии; 
  • специальной защитой технических средств передачи и обработки информации; 
  • выявлением технических каналов утечки информации и проведением мероприятий по их устранению. В целях ведения комплексного технического контроля и проверки эффективности мер оперативной маскировки силами узлов технического контроля своевременно выявлялись и пресекались нарушения требований скрытого управления войсками и оружием, выполнялись меры противодействия техническим средствам разведки кораблей и авиации США и Грузии и электромагнитной совместимости важнейших РЭС при перебазировании, подготовке и ведении операции. С началом проведения операции прикрытие ударных групп самолетов и вертолетов, наносящих удары по назначенным целям, осуществлялось силами самолетов и вертолетов – постановщиков помех путем радиоэлектронного подавления РЛС РТВ и ЗРВ Грузии с заданных рубежей и из назначенных зон постановки помех. При обеспечении действий авиации на Абхазском и Юго-Осетинском направлениях помехи ставились из зон барражирования группами вертолетов Ми-8ппа и М-8смв-пг с высот Н = 2-3,5 тыс. м для подавления РЛС РТВ и РЭС ЗРК С-125 и «Бук» Грузии. Ударными самолетами Су-34 помехи ставились из боевых порядков в целях подавления РЭС, что не позволяло ЗРК Грузии (и это было зафиксировано) успешно проводить отстройку от помех, а по наиболее опасным РЭС ЗРК «Бук» и С-125 наносились удары ракетами «воздух-РЛС»;
  • частями и подразделениями РЭБ СКВО осуществлялось ведение разведки и подавление КВ станций Грузии.

В ходе радиоэлектронного прикрытия самолетами и вертолетами РЭБ ВВС вскрывалась работа РЭС ЗРК «Бук», «Оса», С-125 и определялось их месторасположение.

Как бы специально, по окончании активных военных действий по установлению мира, 14 августа 2008 г. грузинские вооруженные силы решили продемонстрировать России всю мощь своей ПВО, которая была задействована в боевых действиях.

Средствами радиотехнической разведки самолетов и вертолетов РЭБ российских ВВС была вскрыта работа большого количества РЛС РТВ ВС Грузии различных частотных диапазонов – П-18, П-37, 36Д6, ASR-12, активное применение (включение и длительная работа в эфире) ЗРК «Бук-М1», «Оса-АКМ», С-125, ПЗРК типа «Стрела», «Игла» и «Стингер», а также зафиксирована работа РПЦ ЗРК С-200 и «Круг». Тем самым подтверждалось, что группировка ПВО Грузии функционирует и готова к ведению боевых действий.

В ходе выполнения патрулирования акватории Черного моря двумя нашими самолетами-разведчиками было зафиксировано их взятие на автосопровождение ЗРК «Найк-Геркулес» ВС Турции, прикрывающих пролив Босфор. Однако после включения станции помех на излучение произошел срыв автосопровождения и, выполнив противоракетный маневр, самолеты вышли из зоны поражения этого ЗРК.

Выводы

Активные действия главкомата ВВС и управления 4 А ВВС и ПВО по руководству войсками смогли переломить ситуацию, оперативно внести изменения в порядок подготовки войск и сил и выполнения ими боевых задач. Уже 9.8.2008 г. действия осуществлялись с учетом возможностей системы ПВО Грузии и под прикрытием средств РЭБ групповой защиты (с напряжением до 6-8 вылетов в сутки на один экипаж). Командиры экипажей боевой авиации, вертолетов и самолетов – постановщиков помех показали высокий уровень подготовки, что позволило, начиная с 10.8.08 г. избежать потерь нашей авиации. Экипажи вертолетов постановщиков помех Ми-8смв-пг не только успешно осуществляли прикрытие ударной авиации, но и проводили детальный анализ состава, тактики применения, районов действий средств ПВО в западной части Грузии. Высокую эффективность показали и новые средства РЭБ.

Вместе с тем анализ действий ВВС в ходе этой войны вынуждает серьезно задуматься и сделать некоторые и нелицеприятные выводы. И главный из них – ВВС в полной мере не готовы к ведению боевых действий в условиях противодействия современной ПВО. Кроме того, учитывая слабую помехозащищенность своих аналогичных средств ПВО (в первую очередь, РЛС РТВ и РЭС войсковой ПВО – не готовы к отражению современных средств воздушного нападения. При противодействии современных средств ПВО противника боевые потери будут существенно выше.

Летчики ВВС и в ходе боевых действий продолжали летать как на учениях. Самолеты без средств РЭБ оказались сбиты (в частности, все утраченные в ходе конфликта Су-25 поражены ЗРК «Оса-АКМ»). По поводу грамотного противодействия средствам ПВО исписаны горы трудов, проведено много учений с отработкой тематики РЭБ, разработаны и утверждены различные инструкции. Но опыт оказался, тем не менее, невостребованным. В ходе пятидневной войны все наработанное ранее оказалось бесполезным – пока не вмешалось вышестоящее руководство.

Порой наивность отечественных авиаторов не знает предела. Можно сказать даже так – с пеной у рта специалисты доказывали пилотам, что «почувствовать» пуск ракеты, не имея средств обнаружения, невозможно. Даже очень умелым манипулированием ручки управления самолетом от ЗУР не увернуться. И ведь не верили! Только на собственных (и очень чувствительных) потерях убедились – лучший способ защиты от ПВО – комплексное применение станций помех, маневра и расходуемых средств РЭБ.

И ведь даже не сразу дошло. Специалистов радиоэлектронной борьбы услышали не в тот момент, когда начала проливаться первая кровь, а лишь на второй день военных действий – после весьма значительных потерь боевой авиации и вызванных им шока (а ведь тот же Ми-8смв-пг подавляет «Бук-М1» так, что тот вообще работать не может).

Правда, вертолетчикам надо позаботиться и о себе. Необходимо средство определения направления, а лучше точки, откуда идет обстрел стрелковым оружием. В частности, обшивка нескольких вертолетов РЭБ после выполнения боевых вылетов весьма сильно напоминала дуршлаг (экипажи только плечами могли пожимать, как им удалось уцелеть после подобных обстрелов).

В качестве главного вывода, надо, наверное, сказать следующее. Пора прекратить заниматься так называемыми оптимизациями. Надо заканчивать бесконечный вихрь организационно-штатных мероприятий (однажды начатый в 1989 г. и так до сих пор продолжающийся со своими приливами и отливами – но зачастую без всякой логики).

Как бы не банально выглядела следующая фраза, но надо готовиться к войне с современным и высокоподготовленным противником. Иначе может случиться такая катастрофа, что события 22 июня 1941 г. покажутся на этом фоне вполне рядовыми трудностями и мелкими недостатками.

Источник: Информационно-аналитическое издание
"Воздушно-космическая оборона"
, статья
"Пятидневная война: итог в воздухе"
. Опубликованно с разрешения редакции.
Tags: Что почитать?, авиация
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments