Прохор Тебин (prokhor_tebin) wrote,
Прохор Тебин
prokhor_tebin

Подробности дальнего арктического перехода кораблей Северного флота

Оригинал взят у dmitry_v_ch_l в Подробности дальнего арктического перехода кораблей Северного флота

Продолжая тон, заданный прошлой записью о проходе китайского транспорта по трассе СМП, начну с официальных сводок, на это раз - от телекомпании ЗВЕЗДА.

От 10 сентября 2013 года:




Командующий Северным флотом адмирал Владимир Иванович Королёв, обсуждает план перехода с капитаном а/л "Вайгач" Скрябиным Александром Витальевичем (alex_lw_65)

От 14 сентября 2013 года:

"Отряд кораблей Северного флота сейчас находится в районе архипелага Новосибирских островов в Северном Ледовитом океане. Там же были проведены учения с высадкой морского десанта с борта больших десантных кораблей на необорудованное побережье. Также отработан захват плацдарма условного противника. С помощью авиации военные моряки разбили палаточный лагерь на острове Котельный. И уже приступили к работам по возведению военного аэродрома и авиационной комендатуры.
Как уточнили в Министерстве обороны, этот аэродром существовал и раньше, но с 1991 года он был фактически заброшен. Сейчас его не только восстановят, но и будут расширять. При строительстве используют современные материалы и технологии. Первую посадку там совершат уже в конце октября. Взлетно-посадочная полоса будет способна принять самолеты Ан-72."

И от b-port.com


"Как отметил командующий Северным флотом адмирал Владимир Королёв, под флагом которого проходит арктический поход отряда кораблей СФ, «уникальность операции состоит в том, что для совместного решения общей задачи был задействован весь атомный надводный флот Российской Федерациитяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота «Пётр Великий» и четыре атомных ледокола Госкорпорации «Росатом» - «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр».
Ледокольная проводка 10 боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота осуществлялась более  40 часов. Около 400 миль отряд кораблей Северного флота прошёл в сопровождении атомных ледоколов, надёжно обеспечивающих навигационную и ледовую безопасность, сообщает начальник отдела информационного обеспечения пресс-службы ЗВО по Северному флоту капитан 1 ранга Вадим Серга.
Во время прохода районов со сложной ледовой обстановкой активно работала авиагруппа, базирующаяся на ТАРКР «Пётр Великий». Корабельные лётчики совершили четыре вылета вертолётами Ка-27  для проведения ледовой разведки по маршруту следования отряда кораблей, а также  ряд посадок на палубы атомных ледоколов.
В ближайшие дни отряд кораблей Северного флота продолжит плавание в восточном направлении морем Лаптевых. Для обеспечения безопасности мореплавания корабельные вертолётчики продолжат осуществлять вылеты для проведения воздушной разведки в айсбергоопасных  районах плавания и мониторинга ледовой обстановки.
Отряд боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота вышел из Североморска 3 сентября. За  время похода он совершил переход Баренцевым и Карским морями и преодолел более полутора тысяч морских миль."

Теперь от меня. Начну с некоторых комментариев к видео сюжету.
- В фильме хорошо показали и движение каравана и ледовую обстановку. Конечно не попало в кадр движение ночью в сплошном тумане, когда не видно ни впереди, ни сзади идущего.
- Сильно раздражает произношение за кадром "пролива Матисена", хотя моряки четко и правильно его произносят.
- И конечно - атомные ледоколы не присоединились к каравану, а взяли под проводку. Чувствуете разницу?
- Нас, в очередной раз, обозвали "50-ти летием Победы". Хотя именно в этот момент в кадре наш борт с названием.
- На ледоколах установлена не система отведения воздуха для разгона льдин. Система пневмообмыва  (ПОУ) предназначена для уменьшения трения корпуса ледокола о лёд, когда ледокол двигается в сплоченных, тяжелых льдах. Но ледокольщики, действительно, часто применяют её не для себя, а когда в караване суда, опасающиеся соприкосновения своих корпусов со льдом. В разряженных льдах пуск ПОУ даёт замечательный результат, канал за ледоколом становится широким и чистым, что, собственно и видно в сюжете.
- И покорять Арктику не надо. Надо её знать и беречь!

Текстом я вас, пожалуй, уже утомил. Понимаю, что некоторые уже пропустили и разглядывают караван. Но еще несколько слов.

Итак, 8 сентября в районе островов Скотт-Гансена на ледокол "Вайгач" прибыл вертолет с командующим, чтобы обсудить все детали дальнейшей нашей
совместной работы по проводке кораблей сквозь льды Карского моря:

1.
ВСТРЕЧА_новый размер

В 15.00 московского времени атомные ледоколы "50 лет Победы" и "Вайгач" подошли в район нахождения флотилии Северного флота. Она была так рассредоточена, что все разом в кадр не влазили.

2.
Караван СФ W-E 2013 -003_новый размер

По подходу, начали формировать караван в ордер (порядок следования) 3-х кораблей и 7-ми судов вспомогательного флота. Конечно, капитаны ледоколов заранее обсудили схему расстановки каравана, учитывая возможности кораблей и судов, ледовую обстановку на переходе. Для упрощения и ускорения процесса создания каравана, разделили армаду на 2 группы, возглавляемые - каждая своим ледоколом.  Благо до льдов было еще далеко.
До пролива Матисена оставалось 150 миль и, как потом стало ясно 16 часов ходу.
Смеркалось...
И вот построение каравана в строй кильватера:

3.
.Караван СФ W-E 2013 -013_новый размер

4.
Караван СФ W-E 2013 -019_новый размер

5.
Караван СФ W-E 2013 -018_новый размер

Армада выстроилась за впереди идущими ледоколами. Но два ордера еще идут сближающимися курсами.

6.
Караван СФ W-E 2013 -021_новый размер

И к 19.00 оба ордера выстроились в один. Теперь весь караван идет  в кильватер за первым ледоколом.

7.
Караван СФ W-E 2013 -029_новый размер

Дистанции между судами (можно я всех в этом строю буду называть судами?) еще приличная, но до входа в лёд постепенно будет сокращена до 2-х кабельтов. Дабы льдины не успевали заползти в ледовый канал от впереди идущего.
А вот и первые льды на пути движения флотилии:

8.
Караван СФ W-E 2013 -033_новый размер

9.
Караван СФ W-E 2013 -036_новый размер

И вертолет, пришедший с ледовой разведки.
10.
Караван СФ W-E 2013 -046_новый размер

При прохождении первой перемычки, выяснилось, что идущие в нашей группе БДК хуже приспособлены к хождению в таких льдах, чем танкер "Дубна". Пришлось на ходу менять порядок ордера. И "Дубна" вышла из строя, уступая дорогу за нами ТАРК "Петр Великий".

11.

Караван СФ W-E 2013 -061_новый размер

Вот караван проходит танкер:

12.
Караван СФ W-E 2013 -069_новый размер

И он пристраивается в кильватер:

13.
Караван СФ W-E 2013 -072_новый размер

Теперь головная часть каравана выглядела вот так:

14.
Караван СФ W-E 2013 -065_новый размер

15.
Караван СФ W-E 2013 -062_новый размер

Да! Я совсем забыл! Еще вчера вечером (т.е. 8 сентября) в районе островов Мона в караван вошел и возглавил ордер а/л "Ямал", который и красуется теперь у нас по носу, выбирая дорогу и разбивая крупные льдины:

16.
Караван СФ W-E 2013 -113_новый размер

На входе в пролив Матисена, по тактическим соображениям, вторая часть каравана, возглавляемая а/л "Вайгач", пошла немного своей дорогой, что и позволило запечатлеть весь состав флотилии Северного флота:

17.
Караван СФ W-E 2013 -071_новый размер

Что интересно - на носах военных кораблей всю дорогу стояла вахта в оранжевых спасательных жилетах
18.
Караван СФ W-E 2013 -079_новый размер

Пройдя 1-й частью каравана очередную сплоченную перемычку льда в пр. Матисена, понимаем, что второй части, возглавляемой а/л "Вайгач", и состоящей из 6-ти судов вспомогательного флота, пройти её будет сложновато. Мы (а/л "50 лет Победы") оставляем головной ордер на попечение "Ямала" и возвращаемся немного назад, чтобы помочь "Вайгачу" провести своих подопечных через лёд.
И на этом маневре смогли запечатлеть с другого ракурса нашу часть каравана, которую я вам и представляю:

19. Атомный ледокол "Ямал"

Караван СФ W-E 2013 -129_новый размер

20. Тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий"

Караван СФ W-E 2013 -121_новый размер

21.
Караван СФ W-E 2013 -126_новый размер

22. Большой десантный корабль (БДК) "Кондопога"
Караван СФ W-E 2013 -130_новый размер

23. БДК "Оленегорский горняк"
Караван СФ W-E 2013 -117_новый размер

24. Ну, а танкер "Дубна"  вы уже видели:

Караван СФ W-E 2013 -136_новый размер

23.  А вот и караван "Вайгача" подходит к перемычке.

Караван СФ W-E 2013 -137_новый размер

Хорошо видно, что в ледовой перемычке сплоченного льда, за нами остается канал чистой воды, но чтобы его не затянуло в течении прохода 6 судов, а/л "Вайгач"  расширяет его еще на корпус.

24.
Караван СФ W-E 2013 -140_новый размер

На выходе из пролива Матисена, к нашему каравану присоединяется а/л "Таймыр". Вышел он из Мурманска 6 сентября и 9-го нас нагнал.

25.
Караван СФ W-E 2013 -152_новый размер

Вот он занимает свое место в ордере, вслед за а/л "Ямал", перед ТАРК "Петр Великий". И караван следует на Северо-Восток, направляясь в пролив Бориса Вилькицкого, что омывает самую северную точку материка Евразия - мыс Челюскин.

26.
Караван СФ W-E 2013 -158_новый размер

В преддверии темного времени суток, зная ледовую впереди по курсу - принимаем решение: разбить 2-ю группу на две части. Три судна пойдут вслед за "Вайгачем", потом а/л "50 лет Победы" и еще три судна.
Первую часть каравана, что на фото выше - оставляем без изменения.
Теперь мы выходим из строя в сторонку и пропускаем головную часть:

27. Атомный ледокол "Вайгач"
Караван СФ W-E 2013 -141_новый размер

28. Килекторное судно "КИЛ-31"

Караван СФ W-E 2013 -159_новый размер

29.Теплоход "Печора"

Караван СФ W-E 2013 -160_новый размер

30. Буксир спасатель "Памир"

Караван СФ W-E 2013 -161_новый размер

И за нами теперь хвостовая часть каравана: два килекторных судна, это  "КИЛ - 164" и КИЛ "Пушкин", замыкает маленький, но шустрый морской буксир "МБ - 100"

31.
Караван СФ W-E 2013 -162_новый размер

32. Караван уверенно втягивается в туман и ночь.

Караван СФ W-E 2013 -163_новый размер

33. Но утро в проливе Бориса Вилькицкого заставляет фотографов забить карты памяти своих фотоаппаратов напрочь!

Караван СФ W-E 2013 -165_новый размер

34.
Караван СФ W-E 2013 -167_новый размер

35.
Караван СФ W-E 2013 -171_новый размер

36.
Караван СФ W-E 2013 -181_новый размер

37. 10 сентября караван вышел на чистую воду, и мы распрощались.

Караван СФ W-E 2013 -184_новый размер

А 13 сентября, ближе к ночи, мы уже ошвартовались у родного мурманского причала.
Это был наш завершающий караван в этом заплыве.
Но, как и обещал в первом фото-отчете о рейсе - будут еще фотографии с акватории Северного Морского пути.

Tags: ВМФ России, Ледоколы, Северный флот
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments