Прохор Тебин (prokhor_tebin) wrote,
Прохор Тебин
prokhor_tebin

Речь Министра обороны США

Вот и дошли у меня руки до обзора речи, с которой выступил 5 ноября Министр обороны США Чарльз Хэйгел на организованном Центром стратегических и международных исследований Форуме глобальной безопасности. Мне, если честно, не очень нравится Хэйгел, но речь получилась сильной и интересной. Очевидно, что во многом она является основой, на которой строится новый Четырёхлетний обзор оборонной политики, который должен быть опубликован в следующем году. Речь Хэйгела сводится к критике секвестра в его нынешнем виде и призыве к "умной мощи" и мультилатерализму.



Вызовы национальной безопасности США изменились. Америка вступает в эпоху "после 11 сентября". Барак Обама сделал одной из своих задач вывести страну из состояния постоянной войны, в котором она находилась в 2000-е гг.

Главной тенденцией, которая определяет стратегическую обстановку в мире, является смещение геополитических "центров тяжести", которое отражает экономические и демографические изменения. Мировая экономика меняется под воздействием таких стран как Китай, Индия, Бразилия, Индонезия и Турция (ни слова о России!).

Всё большую роль играют негосударственные акторы международных отношений. Численность населения Земли растёт,  население Земли молодеет: около 40% населения планеты младше 25 лет. При этом население Европы и США стареет.

Далее Хэйгел перечисляет широкий спектр вызовов, которые стоят перед США, но не выделяет среди них приоритетные. К перечисленным вызовам (в порядке упоминания) Хэйгел относит: международный терроризм, распространение "разрушительных технологий" среди негосударственных акторов и бедных стран, атаки в киберпространстве,  стихийные бедствия, эпидемии, распространение ОМП, непрозрачные и хорошо вооружённые государства вроде Ирана и КНДР/

Хэйгел отвергает утверждение о том, что американская мощь пошла на спад. США, по словам Хэйгела, останутся единственным глобальным лидером, который сможет "возглавить международное сообщество" в противостоянии всем перечисленным вызовам. Миру, по словам Хэйгела, всё ещё нужно американское лидерство и вовлечённость. Несмотря на сокращение военных расходов, на США будет и впредь приходиться около 40% мировых военных расходов.

Хэйгел призвал США не допустить изоляционизма и отметил необходимость успешной внешней политики, которая была бы основана на комплексном, ответственном и построенном на чётких принципах и ценностях реализме. США должны больше "слушать", что "думает" о США остальной мир и почему.

Военная сила останется важным инструментом американской внешней политики, но применяться она должна "мудро, точно и осмысленно". Большинство из существующих вызовов не могут быть решены одной лишь военной силой. США нужно уделять больше внимания невоенным инструментам внешней политики и, одновременно, сохранять не уступающие никому Вооружённые силы. Военная сила должна оставаться инструментом, но к ней тоит прибегать лишь в крайнем случае. Вооружённые Силы должны играть вспомогательную, а не основополагающую роль в американской внешней политике.

Но атрофия военной мощи "может привести к катастрофе". В течение 10 лет США должны сократить военные расходы на $1 трлн. Эти сокращения слишком велики, они происходят слишком быстро, слишком резко и непродуманно. Конгресс должен дать Министерству обороны возможность и время провести сокращения "более стратегически".

Хэйгел выделил ключевых областей, на которых предполагается сосредоточить стратегическое и бюджетное планирование:
1. Институциональная реформа Минобороны и Вооружённых сил. Сокращение бюрократической машины, которое уже началось. Увеличение расходов на развитие непосредственно военного потенциала.
2. Переоценка подходов к определению желаемой численности и структуры Вооружённых Сил. Необходимо построить новые требования исходя из изменившихся возможностей союзников и партнёров США, реальных угроз, новых военных возможностей США и их потенциальных противников. Сценарии возможных конфликтов должны определять решения относительно структуры и численности сил, а не наоборот.
3. Решение проблемы боеготовности. Сокращение военных расходов, скорее всего, приведёт к вынужденному отказы от поддержания всех Вооружённых Сил в высокой боеготовности и введению нескольких уровней боеготовности.
4. Защита инвестиций в "новые возможности", а именно космические технологии, кибертехнологии, силы специальных операций, системы и средства разведки.
5. Поиск оптимального баланса в таких сложных вопросах, как соотношение традиционных и нетрадиционных военных возможностей, количества и качества, внешнего присутствия и базирования на территории США. Хэйгел сделал прозрачный намёк, что для него приоритетом являются меньшие по численности, но более развитые силы (привет F-35!), а также сохранение внешнего присутствия. Возможна реформа резервного компонента американских войск (очевидно, что в стороны сокращения).
6. Решение проблемы расходов на личный состав, которые "съедают" около половины военного бюджета США и растут каждый год. Хэйгел указывает на опасность дисбаланса в долгосрочной перспективе вследствие сохранения высокого уровня денежного довольствия и сопутствующих льгот в ущерб боевой подготовке, боеготовности и закупкам вооружения и военной техники.

Хэйгел завершил свою речь на оптимистичной ноте. Он заверил, что США смогут найти адекватные ответы на стоящие вызовы и не станут "снижать планку" своей внешней политики.

Tags: grand strategy, Министр обороны США, США, международная безопасность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments