Прохор Тебин (prokhor_tebin) wrote,
Прохор Тебин
prokhor_tebin

Categories:

Адмирал и авианосцы, часть 6, заключительная

Первая часть.
Вторая часть.
Третья часть.
Четвёртая часть.
Пятая часть.

Весной 1973 г. Холлоуэй услышал слухи, что он будет назначен командующим Тихоокеанским флотом с присвоением звания адмирала, но всё поменялось, когда начальник штаба ВМС адмирал Элмо Зумвалт вызвал Холлоуэя в Вашингтон и предложил ему должность своего заместителя и потенциального преемника. Холлоуэй согласился и около года работал в должности Заместителя Начальника штаба ВМС, а в июле 1974 г. сменил Зумвалта на должности Начштаба.



Начальник штаба ВМС США адмирал Холлоуэй, фото датировано примерно 1974-1978 гг.


Это было тяжёлое время для ВМС. Боеготовность сил флота сильно снизилась. Сейчас это время известно под названием «истощавших сил» (hollow forces). Высокая оперативная нагрузка Вьетнамской войны существенно сказалась на техническом состоянии кораблей и боевом духе военнослужащих. Корабли и самолёты пропускали плановое техническое обслуживание и ремонт, выделялось недостаточно денег на запасные части и техобслуживание. Реальной проблемой стал алкоголь: на военно-морских базах матросы и офицеры могли получать алкоголь в клубах посреди дня, чем они активно пользовались. Холлоуэй пресёк эту практику, сделав восстановление боевой готовности приоритетным направлением своей работы.


В то время служба в составе «инженерного департамента» кораблей считалась тупиковой ветвью карьеры военнослужащего ВМС. Талантливые офицеры избегали этих должностей, стремясь к службе в департаментах вооружения и командования и управления. Работе «инженерного департамента» уделялось мало внимания (за исключением подводного флота). Это крайне негативно сказывалось на технической готовности. Холлоуэй изменил это, сделав службу в составе «инженерного департамента» обязательным условием для занятия должности командира корабля. Также он создал Инженерную школу для будущих командиров кораблей. Помощь в этой работе ему оказал Министр ВМС Уильям Миддендорф, который лично посетил около 350 кораблей, уделяя особое внимание работе и состоянию именно «инженерного департамента», силовой установки кораблей и связанных корабельных систем.


В сентябре 1974 г. Холлоуэй спас программы строительства палубных истребителей-бомбардировщиков F/A-18 Hornet, ставших развитием проекта F-17. ВВС в то время начинали программу F-16. Предполагалось, что данный лёгкий истребитель должны принять на вооружение в ВМС вместо F/A-18. Было очевидно, что если флоту не разрешат иметь собственную программу, то ему придётся довольствоваться несколько изменённым F-16, а ВВС не позволят вносить в проект серьёзные изменения. Но во время обсуждения у Министра обороны Джеймса Шлезингера Холлоуэй смог отстоять F/A-18, заявив что F-16, помимо прочего, не может выполнять функции всепогодного истребителя и использовать ракеты «воздух-воздух» AIM-7 Sparrow III. В итоге F/A-18 заменил истребители F-14 и штурмовики A-7. Теперь авианосцы, имея в составе авиакрыла полсотни F/A-18, могли поднять в воздух или 50 истребителей, или 50 штурмовиков (бомбардировщиков). Снабжение и техобслуживание самолётов авиакрыла существенно упростилось. В частности, для техобслуживания F/A-18 требовалось в три раза меньше человекочасов в сравнении с F-14.


В мае 1976 г. Холлоуэй оказался втянут в конфликт с Риковером по поводу строительства эскортных кораблей с ЯЭУ. Холлоуэй победил и подписал директиву, в соответствии с которой все авианосцы и подводные лодки будут атомными, а все прочие корабли – неатомными. Этот конфликт не сказался на взаимном уважении и дружеских отношениях между Риковером и Холлоуэем, который в своё время защищал «отца атомного флота» даже от самого Элмо Зумвалта.



Слева направо: адмирал Холлоуэй, Президент Ричард Никсон и министр ВМС джан Уорнер, 1974 г.


Непростым временем для Холлоуэя стало президентство Джеймса Картера, ярого противника (в отличие, например, от Джеральда Форда) строительства атомных авианосцев. Картер убрал авианосец из бюджета на 1978 г., а также из бюджета на 1979 г. После того, как Конгресс самостоятельно добавил авианосец, Картер наложил вето на весь бюджет. Лишь в 1980 г. Конгресс смог преодолеть вето Картера и добавить атомный суперавианосец в бюджет. Этим авианосцем стал USS Theodore Roosvelt. В феврале 1977 г. Холлоуэй пошёл против политики действующего президента, когда во время слушаний в Конгрессе заявил в ответе на вопрос одного из сенаторов: «Я несомненно предпочту новый атомный авианосец в [бюджете на этот год] меньшему по размерам неатомному авианосцу в неопределённом будущем». Нежелание отказываться от своей позиции и кривить душой перед сенатором имело свою цену. Холлоуэй фактически лишил себя возможности претендовать на пост Председателя Комитета начальников штабов, хотя его кандидатуру поддерживали Министр ВМС и действующий Председатель КНШ. Единственным конкурентом Холлоуэя был Начштаба ВВС, но позиция адмирала по вопросу авианосцев сделала невозможным его назначение на высшую воинскую должность в США при Картере и Министре обороны Гарольде Брауне.



Адмиралы Холлоуэи, отец и сын, 1974 г. Единственный случай в истории ВМС США, когда и отец и сын получили четыре адмиральские звезды на действительной военной службе.


Одной из наиболее значимых реформ, которые провёл Холлоуэй на посту Начштаба ВМС стало изменение структуры оперативного управления силами флота. На смену системе однородных оперативных формирований (таких как дивизии авианосцев и дивизии эсминцев с собственными штабами) пришла система постоянных разнородных «боевых соединений» и «боевых групп» (battle force и battle group соответственно). Данные боевые группы включали авианосец, 2 крейсера, 4 эсминца/фрегата, 1-2 подводные лодки. Боевые группы и формирования имели единый штаб, их командиром мог быть любой подходящий офицер, в то время как раньше командовать оперативным формированием авианосцев мог лишь офицер морской авиации, а оперативным формированием эсминцев – офицер-надводник. Данная система просуществовала практически без изменений до 2004 г., когда она была реформирована с созданием экспедиционных и авианосных «ударных групп» (strike group).



Начштаба ВМС США адмирал Холлоуэй на борту авианосца USS Forrestal, 1976 г.


В 1978 г. Холлоуэй подготовил Военно-морскую публикацию №1: Стратегические концепции ВМС США (Naval Warfare Publication No.1: Strategic Concepts of the United States Navy), один из первых фундаментальных документов по военно-морской стратегии США, который по сей день исследуется в американских военно-морских учреждениях.


Несмотря на то, что Холлоуэй не стал Председателем КНШ, он в течение достаточно длительного времени выполнял функции и.о. Председателя КНШ в то время, когда действующий Председатель генерал Джордж Браун отсутствовал, а это занимало около 20% времени. В этой роли Холлоуэй поучаствовал в ряде важных событий.  Обычно должность и.о. Председателя КНШ по очереди занимали все представители КНШ, но после кризиса с захватом американского судна SS Mayaguez, президент Форд решил, что и.о. Председателя КНШ при нём будет только адмирал Холлоуэй.


В августе 1976 г. Холлоуэй в роли и.о. Председателя КНШ принимал самое активное участие в поиске ответа на провокационные действия КНДР в демилитаризованной зоне (т.н. «инцидент с убийством топором»/«инцидент с тополем»/«инцидент с обрезкой дерева» и последовавшая операция Paul Banyan). Также в 1976 г. в роли и.о. Председателя КНШ Холлоуэй возглавил протест КНШ предложению госсекретаря Генри Киссинджера ограничить арсенал КРМБ Tomahawk 10 крейсерами с 10 ракетами на каждом. Все остальные члены Совета национальной безопасности это предложение поддерживали, но позиция КНШ и лично адмирала Холлоуэя возобладала.


Холлоуэй покинул пост Начштаба ВМС и вышел в отставку 30 июня 1978 г. в возрасте 56 лет. Его преемником стал адмирал Томас Хэйвард. Холлоуэй планировал начать «вторую карьеру», но ситуация после Вьетнамской войны, запрет на лоббистскую деятельность и двухлетний запрет отставным военным занимать какие-либо должности в ОПК существенно ограничивали выбор. Какое-то время Холлоуэй, купив яхту, просто отдыхал в своём доме в Арлингтоне.


В августе 1978 г. Холлоуэю предложили должности президента Фонда военно-морской истории (оставался на этом посту до 1998 г. после чего ещё 10 лет был председателем фонда) и президента Ассоциации морской авиациии. Холлоуэй и по сей день остаётся почётным председателем обеих организаций. В роли президента Ассоциации морской авиации Холлоуэй вновь оказался вовлечён в дела Голливуда, (помните «Мосты у Токо-ри»?) принимал активное участие в съёмках знаменитого фильма «Топ Ган» с Томом Крузом в 1986 г. Фильм произвёл фурор и привёл к тому, что количество подходящих по требованиям желающих поступить в училища морской авиации в три раза превышало количество мест.



Холлоуэй в 2006 г.


В 1980 г. Холлоуэя временно вернули на службу, назначив руководителем комиссии по расследованию причин провала операции по освобождению заложников из американского посольства в Тегеране (операция Eagle Claw). Выводы комиссии содержали ряд критических замечаний в отношении Министра обороны и Председателя КНШ. Также в 1980-е гг. Холлоуэй работал исполнительным директором рабочей группы по борьбе с терроризмом при вице-президенте Дж. Буше (в 1985 г.), и занимал ряд других временных должностей в различных правительственных и общественных организациях. В 1990-е и 2000-е гг. он также продолжал активную деятельность и был удостоен целого ряда наград и почётных званий. Адмиралу Холлоуэю сейчас 91 год. На этом мы окончим наш долгий, но достаточно беглый рассказ. Всем спасибо!

Конец.

Tags: Адмиралы Америки, ВМС США, Историческое, Начальник штаба ВМС США, США, Что почитать?, авианосцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments